Главная > Гималаи > Глава 1. Подготовка к поездке в Непал

Если горы, то Гималаи!

Часть 1. Глава 1. Подготовка к поездке в Непал

Посудите сами, если вы страстно любите горы и не представляете свою жизнь без них, то вам, естественно, хочется попробовать покорить самые-самые грандиозные и могущественные. А так уж получилось, что самыми большими горами на планете являются Гималаи.

Гималаи меня привлекали с самого моего первого знакомства с ними ещё в школьные времена. Как только я узнал об Эвересте и всех этих восьмитысячниках, моё сердце стало желать посетить этот чудесный край и покорить его. Пусть даже не сам Эверест, но хотя бы просто побывать в тех краях, и посмотреть на эти каменные истуканы со стороны. Полагаю, что не я один такой, очарованный красотой и могуществом гор, решился приехать в этот край, ибо Гималаи сумели покорить сердца уже очень большого числа людей. Об этом свидетельствует хотя бы такой большущий туристический поток в самую гималайскую страну мира - Непал. Вот именно в Непале и началось моё первое знакомство с этой новой для меня и невообразимо привлекательной атмосферой. Забегая вперёд, скажу, что, помимо Непала, я сумел побывать ещё в индийской части этой горной системы, в 4 разных частях. Однако наиболее значимым и интересным был именно непальский маршрут вокруг восьмитысячника Аннапурны.

Почему из всех горных систем я решил поехать сначала именно в Гималаи? Потому что Гималаи - это самая высокая горная система мира, а таких романтиков и авантюристов, как я, всегда привлекает всё самое-самое большое и могущественное. Если глубина - то Марианская впадина, если холод, то Оймякон или станция Восток, если острова - то самые отдалённые и труднодоступные. Ну и, наконец, если горы - то Гималаи! Конечно, нельзя сказать, что, кроме этих гор, нет других, и все остальные горы, включая мои родные Уральские горы - это просто груда камней и ничего серьёзного. Вовсе нет, каждая горная система имеет свою уникальную особенность и неповторимый рельеф. Вот и Гималаи отличаются от тех же Каракорума и Гиндукуша практически только тем, что они самые высокие и в них сосредоточены 10 из 14 восьмитысячников мира, что делает их самыми желанными горами, тем более при такой доступности.

План посетить Непал у меня возник уже давно, во времена, когда я начал активно путешествовать. Но в те времена мои финансовые возможности не позволяли мне сделать это, а также простое незнание всех нюансов и особенностей такого международного путешествия. Но после моих 2 поездок на тропический остров в Индонезии я понял, что следующим пунктом моей программы должен быть именно Непал, и ни что иное, кроме него. Точнее, все остальные страны уходили лишь на второй план, отдавая первое место Непалу.

Границы Непала на фоне Гималаев

phisycal-map-of-nepal

physical-map-of-Nepal

Физическая карта Непала

Я узнал, что Непал является очень хорошо посещаемым туристами местом, и практически всякий любитель гор, альпинизма, скалолазания, горного треккинга и прочих горных видов спорта сумел побывать в Непале, и только ленивый ещё не посетил эту замечательную страну.

После принятия решения готовиться и собирать деньги на поездку в Непал, я решил сагитировать своего друга Лёху, такого же любителя гор как и я. С ним когда-то давно, в юном возрасте я впервые зашёл на Конжаковский камень и Шунут, и вот теперь, когда мы немного повзрослели, но не лишились ещё того духа приключений, мы решили отправиться в более серьёзный регион, посетить более серьёзные горы.

Бывалые путешественники скажут, что трек вокруг Аннапурны - это попсово, и что никакого особого приключения в этом нет, и они будут правы, ибо маршрут действительно очень популярный, по-моему, самый популярный треккинговый маршрут в Непале, популярнее даже трека к базовому лагерю Эвереста. Но горы нужно уважать, несмотря на то, что дороги и тропинки маршрута хорошо истоптаны ногами туристов, местных жителей и яков, горы могут сыграть с вами злую шутку. Не камнепадом, так обрывом, не обрывом, так горной болезнью или переломом конечностей. А когда вы, кроме небольших Уральских гор, больше ни в каких горах до этого не бывали, вам необходимо сначала пройти самый лёгкий маршрут, и не кидать дешёвые понты опытного альпиниста, и лезть сразу на восьмитысячник. Для начала хватит и этой высоты и этих условий. Вы ещё не знаете, как ваш организм будет себя вести в таких условиях. Ибо по классификации высот, высоты от 5800 метров над уровнем моря считаются экстремальными, а трек вокруг Аннапурны включает в себя прохождения перевала в 5416 метров, т.е. всего каких-то 400 метров до экстремальной высоты. Вы не знаете, как ваше тело будет реагировать на это давление и на отсутствие кислорода. Точнее сказать, кислорода там много, ибо воздух-то свежий, но просто он подаётся под более низким давлением, нежели на небольших высотах.

Мы долго думали с Лёхой, в какой трек нам пойти: базовый лагерь Эвереста или трек вокруг Аннапурны. Взвешивали все за и против и решили пойти вокруг Аннапурны. Почему мы выбрали именно Аннапурну? Во-первых, по сравнению с Эверестом этот трек теплее, так как в районе Эвереста много больших гор, которые отдают прохладой. Во-вторых, во время трека к Эвересту на обратном пути вы должны возвращаться по той же дороге, а это не так интересно, как круговой трек, где каждый день - это новая местность. Также по моим расчётам вышло, что трек вокруг Аннапурны обходиться дешевле, так как к Эвересту многие туристы прилетают в поселение Лукла на небольшом самолёте местных авиалиний, доехать на автомобиле дотуда невозможно. А уже из Луклы они начинают трек. Можно дойти пешком, но это лишние 3-4 дня в одну сторону (т.е. 6-8 лишних дней по малоинтересной местности), итого выходит дороже.

Классический трек вокруг Аннапурны - это 20 - 21 день и 211 км пешего хода. Но немногие ходят его полностью, основная часть туристов идёт лишь до города Джомсом, а далее едет на общественном транспорте в сторону Покхары. Мы не были исключением. На трек до Джомсома мы планировали 14 дней (прошли за 11). Денег на весь Непал я рассчитывал около $300, без учёта перелётов из Екатеринбурга до Катманду.

Схема высот трека вокруг Аннапурны. На схеме показаны объекты, которые не входят в обязательный маршрут, такие как Ice Lake.

трек-вокруг-Аннапурны-карта

Наш трек (цифрами показаны ночёвки)

Кроме всего прочего, трек вокруг Аннапурны является наиболее простым из-за очень плавного подъёма и набора высоты, приступы горной болезни на этом маршруте, как правило, не так часты, как на других треках Непала. Если всё делать правильно и сильно не спешить, то к наивысшей точке трека, перевалу Торонг Ла, вы придёте без каких-либо особых изменеий самочувствия. Как правило, практически все треккеры, дошедшие до отметки 4900, проходят перевал. Мы с Лёхой очень боялись появления каких-либо неприятных симптомов  в здоровье. Будь то головокружение, тошнота, кровь из носа или сильная слабость, но ничего такого серьёзного у нас не было, кроме лёгкой тошноты во время подъёма, но она была у всех треккеров.

Готовить план поездки в Гималаи мы с Лёхой начали где-то за полгода до старта. Изучали различную информацию, читали форумы, отчёты, блоги. Взвешивали все варианты. Поначалу хотелось на Эверест, но потом решили отказаться от него в пользу Аннапурны.

Годовой график изменения температур в Чаме (2710) и Джомсоме (2720)

Что брать с собой из вещей, да так, чтобы было всё необходимое и не занимало много места?! Этим вопросом мы задались до поездки. У меня в наличии был 80 литровый рюкзак, а также 30 литровый маленький городской рюкзачок. Просматривая различные отчёты в интернете, я увидел, что многие люди берут с собой большие рюкзаки и очень много ненужных вещей, которые лишь усложняют их путь, не давая в полной мере насладиться маршрутом. Я категорически не хотел брать с собой кучу ненужного барахла, а взять только самые необходимые вещи и поехать с небольшим 30 литровым рюкзаком, который не стал бы даже сдавать в багаж в аэропорту. Т.е. вещи должны быть лёгкими и должны подходить под требования ручной клади. Вы спросите, а почему бы не сдать рюкзак в багаж, какие тут проблемы? Дело в том, что в компании AirArabia, которой мы летели, оплата багажа производиться отдельно, т.е. можно отказаться от багажа и сэкономить при этом деньги, что для нас было очень приятным бонусом. Ну, и не надо возиться с багажом на выдаче и сдаче, плюс зачастую бывает, что ваш багаж вскрывают или могут что-то помять там в процессе погрузки на борт. В итоге мы заказали одно место в багажном отделе на двоих, которым воспользовался Лёха, засунув кое-какие мои шмотки к себе в рюкзак. К слову сказать, Алексей тоже не брал с собой много вещей, и его рюкзак был тяжелее моего только примерно на один летний спальный мешок.

Признаться честно, мы слегка прогадали с температурой и решили, что в начале марта на треке в горах будет уже более-менее тепло. И только в аэропорту, посмотрев погоду в том регионе через интернет, мы поняли, что придётся докупать тёплых вещей в Катманду, иначе мы замёрзнем.

Идём в сторону Кагбени возле Муктината. Около 3700м.

Из-за сильной солнечной активности на больших высотах, днём в горах жарковато. Однако в ночное время суток температура может упасть до минусовых отметок. А на высотах свыше 4000 метров - до -15, или даже -20. Зимой температура падает до -40, а то и -50. В ночное время человеческое тело находится в состоянии покоя в каком-нибудь гестхаузе и согревается посредством теплой одежды и одеяла.

Итак, подробнее о моих вещах в рюкзаке. Все следующие вещи уместились в мой рюкзак, а что не поместилось, то было на мне самом:

1. Толстая флисовая кофта
  2. Тельняшка
  3. Шапка
  4. Очки
  5. Штаны (лёгкие летние, что на фото)
  6. Треккинговые ботинки
  7. Носки
  8. Пуховый жилет (куплен в Катманду)
  9. Пару футболок
  10. Перчатки
  11. Нетбук (с зарядником и всякими аксесуарами)
  12. Удлинитель
  13. Фотоаппарат
  14. Кружка, ложка, средства гигиены
  15. Фонарик налобный
  16. Кепка
  17. Шорты
  18. Куртка-дождевик
  19. Карты, разговорник и всякие бумаги
  20. Штатив для фотика (почти не доставал)
  21. Фильтр для воды (не пользовался)
  22. Треккинговые палки (куплены в Катманду)
  23. Аптечка
  24. Бутылка воды

Вещей не так много, но некоторые из них мне даже не понадобились, т.е. была возможность ещё больше сократить вес рюкзака. Глядя на других треккеров, создавалось впечатление, что они тащат с собой весь свой гардероб. Многие нанимали специально портеров, а иной раз и двоих-троих на небольшую группу. При том, что ночевали они в гестах и ели только приготовленную там еду, т.е. не несли с собой палатки и бивуачные принадлежности. Алексей взял практически то же самое, но ещё коврик-пенку и спальник, в котором он сильно потел по ночам)) Уральские парни, привыкшие к морозам - мы не боялись их сильно, в такой степени, как боялись их другие туристы. Тем более, мы были акклиматизированы под уральскую зиму и ехали с морозов.

Билеты покупали самые дешёвые за 15 тыс. Екатеринбург - Шарджа - Катманду, компанией AirArabia. К слову сказать, большинство турпотока из России и Украины летает этой компанией. Дёшево и сердито, то, что нужно. Вы скажете, что 15 тысяч это вовсе не дёшёво, да, но направление не сильно популярное. Билеты брали где-то за 1.5-2 месяца. Обратных билетов брать не стали, так как у меня в паспорте была индийская виза, а Алексей планировал лететь на Шри-Ланку. Кроме Непала, я планировал ещё посетить Гималаи со стороны Индии, причём в нескольких местах. Это горные северные штаты: Уттараканд (Uttarakhand), Химачал Прадеш (Himachal Pradesh), штат Джамму и Кашмир (Jammu and Kashmir) и, по возможности, Сикким (Sikkim).

Виза в Непале получается по прилёту. И стоит на 15 дней - 25$, на 30 дней - 40$, на 3 мес. - 100$. Визу можно продлить, но максимально в году человек может находиться в Непале до 5 месяцев. Однако существует маленькая хитрость. Если ваши 5 месяцев истекают под Новый год, то в новом году срок обнуляется и вы имеете право находиться ещё 5 месяцев, даже не выезжая из страны, т.е. итого 10 месяцев официального пребывания в Непале (информация взята с форума Индостан).

Непальская валюта - непальская рупия. Курс к доллару - 1 USD = ~ 100 NRs. Курс в обменниках около 95-97. Цены недорогие, и о них будет позже. Также принимаются индийские рупии. Для общения с местными жителями можно использовать английский язык. Большое количество непальцев хорошо говорит на нём. Это не удивительно, ведь туризм - это одна из главных статей ВВП страны и все горные районы так или иначе оборудованы под различного рода туристов. Также можно говорить на официальном языке Непала - непальском. Письменность в Непале - Деванагари, точно такая же используется в языках хинди, санскрите и многих других исходных языках Индостана. Имея время до поездки, я подучил кое-какие слова на непальском, а также разучил алфавит деванагари, к слову сказать, сейчас я умею читать эти буквы. Моей целью было не простое прохождение маршрута, но и, по возможности, максимальное знакомство с культурой и традициями этого региона. Да и потом, совсем по-другому к тебе начинают относиться местные жители, когда ты говоришь с ними не на языке белых гринго, а на их небольшом и непопулярном языке. "Белый господин уделил время, чтобы изучить наш язык". Мы с Лёхой всегда открещивались от этого ярлыка, давая понять, что мы вовсе не господа и не мистеры, а их друзья. И что мы уважаем их культуру и традиции и очень интересуемся их жизнью...