Главная > Гималаи > Глава 7. Аклиматизация

Если горы, то Гималаи!

Глава 7. Аклиматизация

Непал-аклиматизацияЧто такое акклиматизация, и зачем она нужна? Трек вокруг Аннапурны - далеко не самый сложный горный маршрут Гималаев. И несмотря на то, что в своём апогее он имеет высоту в 5416 метров и самый большой в мире пешеходный горный перевал Торонг Ла, этот маршрут не такой сложный. Ежегодно его проходят тысячи туристов со всей земли. Но в чём заключается секрет простоты этого трека? А секрет - в плавной и постепенной акклиматизации, которую человек проходит, с каждым днём привыкая всё к новой и новой высоте. Подъём в гору до наивысшей точки пути перевала Торонг Ла проходит постепенно, без явных потерь высоты, но и не слишком резко, что позволяет практически незаметно для организма приобрести акклиматизацию к разным высотам и в своей главной стадии пройти перевал. Безусловно, находятся смельчаки, которые проходят перевал довольно быстро, резко набрав высоту. Но потом многие из них имеют различные плохие последствия и резкое ухудшение самочувствия, вплоть до отёка мозга и летального исхода. Пренебрегая простыми методами аклиматизации, эти люди гробят своё здоровье, а иной раз и жизнь. Перевал Торонг Ла проходят не все, его не проходят даже многие треккеры, соблюдающие все рекомендации по акклиматизации. На моей памяти - несколько человек, которые разворачивались и не доходили даже до базового лагеря, что на 4900. В среднем перевал проходится на 8-11 день трека.

Город Мананг знаменит у треккеров в первую очередь тем, что является аклиматизационной базой для дальнейшего подъёма в гору. Многие туристы останавливаются здесь на 2, а то и на 3 дня, не занимаясь ничем особым, просто валяют дурака, тратят деньги в ресторанчиках, гуляют по округе, но их организм тем временем адаптируется к высоте и к низкому атмосферному давлению. Но мы не стали останавливаться в Мананге долго: переночевав, мы отправились дальше, в поселение Як Карка (Yak Kharka), что на 4018, а на следующий день - в Ледар (Ledar), что на 4200. От Мананга до Як Карки - 9 км и около 500 метров набора высоты, далее от Як Карки до Ледара - 1 км и 200 м набора высоты.

manang

Мананг

Мананг-непал

ворон Джейкоб сопровождал нас всю дорогу - и вот он в Мананге, мы ещё не раз увидим его...

Вовсе не мегаполис...

Yak

пришлось договариваться с яком, чтобы он разрешил сделать одно фото с ним...

yak-nepal

Далее этот як вселился в Алексея... Что же делать? Он стал опасен! Караул!

stupa

вид-на-Мананг-Непал

Придя в Мананг, заселившись в гестхауз, что на правой стороне главной улицы, мы приступили к осмотру городка. Походили по улочкам, пофотографировали город. Далее, немного отдохнув, мы направились на небольшую безымянную возвышенность для акклиматизации. Принцип такого рода акклиматизации я уже раскрывал. Он заключается в том, чтобы дать нагрузку своим сосудам и организму, забравшись на высоту, находится на ней какое-то время. При таких небольших подъёмах можно давать нагрузку даже больше, чем вы думаете, так как потом вас ожидает спуск и лишь непродолжительное нахождение на высоте.

Мы забрались на утёс, на котором располагалась ступа. Это максимум метров 50 от высоты Мананга. Местные жители любят подниматься сюда, произнося буддийские мантры. Не столько ради аклиматизации, сколько просто ради досуга, ну не сидеть же весь день в номере?!

вид на Мананг с утёса

himalayan-cedr

День в Мананге прошёл быстро, дневная жара сменилась ночным холодом. Спали крепко и практически не замёрзли. Наутро, проснувшись, мы обнаружили, что толщина корки льда в луже примерно около 1 см. Т.е. за ночь наморозило сантиметровый слой льда. Вероятнее всего, температура ночью падала до серьёзных величин. Нас это немного напугало, так как здесь ещё 3500 метров, а нас ждала ночь в базовом лагере Торонг Ла на 4900, т.е. выше на 1400 метров. Мда... Вероятно, нам предстоит ещё помёрзнуть. Забегая вперёд, скажу, что помёрзнуть нам всё-таки предстояло) Вода в местном водопроводе также была замёршей и поначалу мы не имели возможности набрать воды, чтобы почистить зубы. Пришлось ждать, когда солнце сделает своё дело и растопит лёд в наших сердцах трубах водопровода.

gangapurna

Вид на пики Аннапурна 3 и Гангапурна в 6 утра

С вечера мы договорились, что не будем сильно спешить и выйдем из Мананга лишь после обеда. Так как идти до Як Карки всего 3 часа, то торопиться некуда. Не торопясь мы употребили свой завтрак и направились на озеро Гангапурна Тал, что располагается в небольшом ущелье, на противоположном от Мананга берегу реки. Путь туда недолгий, и мы обернулись примерно за час, может, полтора.

Вид на Мананг с противоположного берега

lake-gangapurna

озеро Гангапурна Тал

Мы собрали свои вещи и пошли на выход из города. Дорога в Як Карку тоже была весьма интересной. Да и вообще, горы со снежниками всегда гораздо интереснее, чем без них. Особенно когда там, и высоты у них специфические, под 7-8 тысяч метров. На этом переходе я уже был вынужден надеть солнечные очки, так как сверхяркое солнце, отражённое от снежного покрова, жгло мне глаза и слепило. Я был вынужден идти с лёгким прищуром до тех пор, пока не остановился и начал доставать из-под низа рюкзака очки. Признаться често, я не люблю ходить в очках, мне в них неудобно, но здесь это просто необходимо, иначе можно посадить себе зрение.

Джейкоб прилетел с нами попрощаться... Мы ещё увидимся с ним!

вид на Мананг из Гусанга

Гусанг (Ghusang)

Надпись на тибетском: Om Mani Padme Hum

Алексей-Заболотных

Алексей Заболотных

Олег-Приходько-вольному-воля

Олег Приходько

Як-Карка

Як Карка (Yak Kharka), 4018 м.

И вот мы добрались до Як Карки. Название эта деревня получила, вероятно всего, из-за того, что местные жители разводили яков, впрочем, как и в других местах. По дороге в Як Карку мы познакомились с одним парнем, его зовут Набиль, и он из Туниса. Нёс с собой кучу разного барахла в двух рюкзаках. Один был сзади, другой спереди. Собственно, весь следующий путь аж до Катманду мы шли вмести с ним, втроём. Далее вы увидите наши совместные фото. Также в Як Карке был один парень из Израиля, которого зовут так же, как его страну, т.е. тоже Израиль. И были ещё европейские и американские туристы, с которыми мы потом время от времени пересекались на всём треке. Израиль шёл с нами до следующей деревушке - Ледар, вместе с ним мы совершили восхождение на 4800 безымянную высоту возле Ледара. Ну, а в Як Карке всё было как-то быстро. Пришли, заселились, поужинали, легли спать, проснулись и двинулись. Вечером, пока сидели-отогревались возле печки в комнате приёма пищи, немного сумели пообщаться с другими туристами, но, в силу того, что мы плохо говорим по-английски, мы не смогли общаться с ними на должном уровне. Все они без исключения бормочут по-английски бегло, но только два русских парня не знают этот язык. Из-за этого постоянно чувствовали себя белыми воронами, с одной стороны - всё-равно, с другой - как-то скучно, сидишь, как будто язык проглотил.

Это я только потом понял, что в чём кроется причина такого незнания языка. Вы сразу скажете, что в лени, что, вроде как, вы, парни, просто поленились его выучить. Нет, товарищи либералы, не в лени. Просто для русских людей нет необходимости учить английский, когда все говорят по-русски. Все русские говорят по-русски, все эмигранты и гастарбайтеры говорят по-русски. Ну, а что насчёт европейских стран? А очень просто. Чем более независимое от диктатуры Соединённых Штатов и Великобритании государство, тем меньше необходимости местным жителям знать язык этих колонизаторов. Смотрите. Все без исключения страны Евросоюза являются странами-сателлитами США и Великобритании, и все европейцы свободно говорят по-английски. Израиль - сателлит, и израильтяне тоже в большей степени говорят по-английски. Россия - мы уже разобрали. Далее - Индия, когда-то она была колонией Великобритании, но сейчас уже нет, и, вопреки общественному мнению, английским языком в Индии владеют далеко не все жители, очень большая часть не говорит на нём. Говорят продавцы, таксисты, владельцы отелей, но не простые жители, он им не нужен - стало быть, Индия - независимая и суверенная страна. Далее Китай - всё точно так же и Иран, про который у меня будет отдельный отчёт в формате книги. Не то, чтобы кто знает английский - тот раб. Нет, просто имеется в виду вопрос необходимости владеть этим языком.

Як спрятался от назойливого фотографа

ledar-nepal

Вот, что бывает с непослушными яками... Ледар (Ledar), 4200 м.

Последним нашим аклиматизационным пунктом перед базовым лагерем (4900) и, собственно, перевалом Торонг Ла был Ледар. Ледар представляет собой небольшое поселение, которое ориентировано только на туристов, состоит из двух частей. Мы остановились во второй части. Этот путь, длиною в 1 км, проделал с нами наш новый друг из Ближнего Востока по имени Израиль. Ради акклиматизации и наличия свободного времени мы решили забраться на близлежащую безымянную вершину, высотой примерно 4800. День был ясный, а, стало быть, мы сможем увидеть довольно неплохие виды на соседние вершины и даже посмотреть на шестятысячник Чулу Западная. Подъём не был простым. Высота была уже приличная, т.е. мы только стартовали с 4200. Плюс очень крутой подъём в гору. Забирались на вершину мы чуть больше часа, ну и, по старой традиции, тормознулись там около 45 минут (больше не смогли - ветер продувает). Моё слабозащищённое тело довольно неплохо продуло этими холодными ветрами, но никаких признаков простуды у меня не было. Забравшись на вершину, мы действительно смогли наблюдать Чулу Западную во всей красе. Набиль шёл позади нас и пришёл в Ледар уже только после нашего спуска с вершины.

Весь подъём такой крутой. Позади меня виднеется Чулу Западная

Напротив Чулу Западная

Пройдя процедуру акклиматизации, мы направились покорять перевал Торонг Ла, в меньшей степени переживая за своё самочувствие. Мы не стали останавливаться в Мананге долго, а решили лучше ещё набрать высоты, но зато ночевать в разных местах, ибо так гораздо интереснее. Вместе с нами шёл наш третий участник команды - Набиль из Северной Африки. Далее нас ждала ночёвка в базовом лагере и прохождение перевала. Израиль же решил заночевать в местечке Торонг Педи, что ниже базового лагеря. Ещё много разных туристов мы повстречали на своём пути, с ними вместе мы проходили дальнейший маршрут.