Главная > Путешествия > Суровая и прекрасная река

Поход по реке Колыме на самодельном плоту

Часть 3. Суровая и прекрасная река

18 июня

Великолепный во всех отношениях день, заночевал на голом острове. Вечером надо мной несколько раз пролетал мотопараплан. Я помахал ему рукой, а позднее пилот и сотоварищи приехали на ко мне на лодке. Это местные егеря, на параплане они облет делают. Все чин-чинарем, я доволен, и они тоже. Ставил на ночь сетку, попалось три замечательных колымских рыбы, рот, как у стерлядки, и широченное тулово, очинно вкусная была рыба.

река Колыма ночь

19 июня

Много накопилось технических проблем с палаткой, тентом, такелажем. Поставил мачту, заклеил все дыры в палатке, а то насекомые не дают жить. Поставил сетку, но ее сильным течением скрутило в жгут - и я остался без рыбы. Весь день боролся с ветром, устал, конечно, но прошел много, больше 60 км.

20 июня

С утра воспалились пальцы на руках. Греб до обеда, но ветер остановил, чему я был несказанно рад, надо лечить раны на руках, а то дальше будет еще хуже. Приготовил секретную мазь из того, что у меня есть в аптечке, забинтовал с мазью пальцы, стало значительно легче. Сделал палатку на плоту по Ленскому варианту. На берегу я палатку не ставил еще ни разу, сплю только на плоту.

21 июня

На весле с 4:30, Колыма во всей своей красе и непредсказуемости. Очень сильный ветер, постоянно меняющий свое направление, необычные берега реки, подмытые водой и падающие вместе с деревьями со страшным грохотом, и кругом горы, горы, горы… Пальцы на руках невыносимо болят, да и похоже температура поднялась, так что, когда появились огромные тучи и ветер достиг апогея, я даже обрадовался. Короче, к обеду я встретил голый остров посреди реки и решил не испытывать дальше судьбу, остановился. Хожу по острову, как ежик в тумане, делать руками ничего не могу, а надо бы. Например, сетку поставить, а я с трудом ручку держу и молнию на палатке застегнуть не могу. Стоянка по необходимости, надо лечить пальцы рук. Если так дальше пойдет, придется ложиться в стационар на пару дней, а это будет возможно, если будет рыба, иначе я съем свои припасы, не двигаясь вперед. Утра вечера мудренее, буду ждать утра.

путешественник Юрий Прокофьев на Колыме

22 июня

Встал на весло в 2 часа ночи. Очень благоприятные условия, чтобы идти вперед. Ветер встречный, на сильном течении водяному парусу он не помеха. Так шел почти до обеда, пока не начался затяжной дождь и очень сильно разболелись пальцы рук. Не думал, хотя это было и в прошлых походах, что пальцы могут так болеть. Первая мысль - в стационар, первый же голый остров посреди реки стал бы моим стационаром. Первым делом хряпнул перцовки (спирт с перцем) - и на операцию. Пальцы, особенно большие, в хлам. Трещины в коже спровоцировали воспаление - и теперь не знаю, что с этим делать. Если так дальше пойдет, придется ампутировать пальцы. Сделал себе укол обезболивающий, обработал раны перекисью водорода и святой водой, что дали мне в церкви, намазал своей волшебной мазью (рецепт Ленского похода) и забинтовал. Буду ждать, что дальше будет. Дождь льет, не переставая. Пока не наступит улучшение самочувствия, буду стоять на этом острове, иначе труба. Больничек здесь нет, и ампутацию придется делать самому.

До финиша осталось всего ничего - 1195 км. Больше половины пути я уже прошел, но вторая половина будет намного сложнее. После Зырянки - слабое течение со всеми вытекающими последствиями, и еще вдобавок сильные встречные ветра. Но у меня большая фора по времени, так как я все это время шел на форсаже. Думаю, проскочу. Кстати, вода и раньше была не очень чистая, а сейчас я уже просто вынужден фильтровать ее, хорошо, что не изменил своей привычке возить с собой фильтр, может, поэтому мой желудок намного лучше моих пальцев. После обеда принял антибиотики, завернулся в спальник и не вылезал из него целую вечность, потому что был в глубоком обмороке. Очнулся ночью, дождь не прекращался ни на минуту, решил поддержать организм в его борьбе с инфекциями, приготовил ужин и исполнил свой долг перед ним. Набил мамон, съел таблэтки, разбинтовал пальцы… и опять завалился спать, потому как значительного улучшения пока не наступило. У меня была проблема даже открыть банку с тушенкой, открыть сумку с провиантом, без больших пальцев рук просто никак…

челюсть мамонта

Челюсть предположительно шерстистого носорога, которые обитали в тех краях в эпоху ледникового периода

челюсть шерстистого носорога

23 июня

К утру боль утихла, дождь перестал лить, и ветер стих, решил покинуть больничку, выписался как бы. Пару часов Колыма ко мне благоволила, а потом поднялся сильный встречный ветер, и колбасило меня до 15:30. Когда я понял, что бороться с ним дальше - себе в убыток, встал на острове посреди реки, без единого кустика, чистом, как на теннисном корте. Пока шел, понятное дело, что все мое лечение пошло насмарку, пришлось опять лечить и забинтовывать пальцы. Место очень красивое, к вечеру, когда солнце стало садиться, все серое до этого вспыхнуло вдруг совершенно неестественными красками, а в фотике батарейки сели, и я мало успел снять. Который день солнца практически не видно, дождь и ветер, иногда сильный, и, практически всегда, встречный.

24 июня

Веслю с 3 часов ночи. Технически день очень сложный. Постоянно меняется ветер, и я большей частью гребу веслом, но часто использую водяной парус, когда ветер встречный, поэтому большие нагрузки на мои больные пальцы. Без конца приходится опускать и поднимать из воды парус, неизбежно в ранки попадает вода - и к вечеру они опять заныли, и в пятом часу я встал на профилактику. Да и прошел, надо сказать, немало и по времени, и по расстоянию - больше 70 км. Сегодня видел двух косолапых, появляются в самых неожиданных местах, так что гарантий никаких нет, если останавливаться на берегу, да и на островах они тоже встречаются. Колыма пока удивительно необычна и красива на всем протяжении. Пока не было скучных и монотонных участков, постоянно держит в напряженном внимании к своей персоне. Вода, везде одинаковая на вид, мутновато-белая, пользуюсь фильтром. Вначале обходился без него, пока не понял, что в моем случае не стоит экспериментировать с организмом. Сетка вот уже четыре раза пустая, только рву ее, пока ставить больше не буду. Думаю, за Зырянкой рыба будет, здесь вода не прогревается из-за сильного течения, или я рыбак никудышный. На блесну тоже ничего нет.

25 июня

В путь отправился еще ночью, около 2 часов. Сначала шел на веслах, потом подул встречный, встал на водяной парус, затем пришлось поработать бурлаком, и уже после этого Никола Угодник смилостивился и дал мне ненадолго попутный ветер. Поставил большой парус, такой кайф! Через пару часов хорошего хода ветер опять сменился на встречный и дул до конца дня. В результате я прошел 1000-км отметку и Зырянку. До Среднеколымска на реке больше населенных пунктов нет. Ночевал, как всегда, на голом острове, потому что полно медведей. Пальцы начали заживать, сегодня - последняя перевязка и доза антибиотиков, чувствую, на поправку дело пошло.

26 июня

После Зырянки поначалу течение еще было около 50 км, а потом как-то сразу замедлилось, перемещаюсь в основном на веслах. Чтобы отдохнуть, бросаю водяной парус, это позволяет спокойно, без потерь, на ходу приготовить еду, отдохнуть и даже немного продвинуться вперед. Рыбаки угостили рыбой, сварил уху очинно вкусную, с ней даже спирт вкусней стал. Сам сетку пока не ставлю - берегу пальцы, а на спиннинг ничего нет.

27 июня

С ночи, часа в два, ломанулся было вперед, но быстро понял, что не прав, отлеживался чуть не до обеда, ждал погоды - очень сильный дождь и ветер. Идти, конечно, можно, но невыгодно: проходишь мало, а сил тратишь много. С обеда стучал веслами почти сутки, компенсировал простои.

28 июня

Как-то неожиданно подул попутный ветер - и я почти до вечера шел на большом парусе, спасибо Николе Угоднику, дал отдохнуть. Местные аборигены угостили рыбой, вечером заботварил уху, прям праздник какой-то. Но праздник быстро кончился, к вечеру загремел гром - и дождь с ветром трепал мой плот всю ночь. Все это продолжалось и на следующий день

29 июня

К обеду терпение лопнуло, и, когда закончился дождь, при сильном встречном ветре пошел вперед на водяном парусе. Благо, течение в этом месте хорошее, шел, пока ветер сделал бесполезным и водяной парус. Его просто поднимает на поверхность воды, да и волна пошла приличная. А еще сломался качок - это уже катастрофа, думаю.

Лобуя

30 июня

Встал на весло еще ночью. Отремонтировал качок, подкачал пузыри прямо на ходу, так как шел на водяном парусе. Потом ветер сменился на боковой, пересел на весло, вскоре подул, даже не верится, попутный. Поставил большой парус и шел на нем до конца дня. Ближе к вечеру моим пароходом заинтересовались местные рыбаки, дали мне огромную рыбину, чира и вскоре привезли еще собаку, кличка Горный. Такой смешной пес, то ли от старости, то ли от породы. Я его волчарой назвал, есть в нем что-то от волка. Теперь нас двое. Этот пес - очень странный тип. Когда я встал к вечеру из за ветра и надвигающейся грозы, он исчез - и я думал, что он, сожравши мою уже подвяленную рыбу, убежал к хозяевам. Но, после долгого отсутствия, он все же пришел, видимо, на охоту ходил. Так позитивно закончился день: прошел немало и прибавка в экипаже. Медведи достали - и Горный сейчас очень кстати, хотя бы предупредит.

Горный

1 июля

Всю ночь колбасило, сильнейший ветер с дождем не прекращался ни на минуту. Утром - та же история. Пытался я пройти этот участок реки на водяном парусе при встречном ветре, но понял, что надо уходить к берегу. Река здесь очень широкая, на повороте на течении набивает большую волну - и меня утянуло туда. Мы с плотом и Горным, естественно, выдержали все это, но решили все же пристать к берегу, переждать катаклизм. Стоять пришлось около пяти часов. Когда терпение лопнуло, я все же решился этот участок пройти по волне, ветер был почти попутный. Поставил малый штормовой парус и на нем дошел до Среднеколымска, где пришлось встать. Буду ждать, когда стихнет ветер, а то может прибить плот в неподходящем месте, где и Горный меня не спасет.

На Колыме

Kolyma reka

Kolima reka

Kolyma river

Kolima river

2 июля

Все утро ждал окно для рывка вперед. Как только стихло, мы с Горным сделали это. Поначалу было хреново: сильный боковой ветер тащил плот к берегу, стоило больших усилий на весле отгребать от него, затем река повернула направо, ветер стал попутным, и часа четыре я шел на парусе с очень хорошей скоростью, буквально на пределе прочности конструкции. Ветер очень сильный и порывистый, постоянно пытался схлопнуть парус, да и волна нагулялась приличная. Горный, как правдашный матрос, стоял у мачты и с удовольствием смотрел на все эти безобразия. Он вроде бы и при деле, но уж очень путается под ногами, когда я управляю парусом, да и воняет от него еще сильнее, чем от меня, он думает, наверное, и про меня то же самое. Короче, далеко мы не ушли, споткнулись у Лобуи - ветер не дал идти дальше.

река колыма на самодельном плоту

4 июля

Очень тяжелый день. От Лобуя двинулся в 1 ночи, с огромным трудом на веревке выволок плот из залива на реку и при встречном ветре и волне шел весь день до 18:30. Встал на острове, где пришлось проторчать больше суток: штормило, не переставая. Но стоянка - со знаком плюс, перестирал и просушил грязное вонючее белье.

День был солнечный - и я зарядил аккумуляторы фотоаппарата, видеокамеры и мобилы, подтянул такелаж, вытащил из рюкзака мокрую одежду, хотя она была в пакетах, я им доверился и давно не проверял. Одежду повесил на просушку. Прикольно было наблюдать за Горным. Когда мы 3 июля ближе к вечеру проходили очень красивый скалистый берег, ему надо было по малой нужде. Он без конца порывался прямо на ходу броситься в воду, чтобы исполнить свой долг перед организмом, а на плоту мочиться, стало быть, воспитание не позволяло. Но там этого делать было нельзя - скалы, пес пропал бы там, и я его держал… Когда скалы проскочили, я его отпустил: он все же не выдержал и обделался на носу плота прямо на парусе и смотрел на меня потом, как нашкодивший пес. Я его, конечно, поругал для порядка, но был сильно удивлен, что даже собака понимает, что в этих условиях гадить на борту нельзя. Парус пришлось стирать, потому как сильно воняло. Весь день 4 июля стою на том же острове, только перебрался на другую сторону, более удобную для старта: течение посильнее и через протоку не хочется идти. Вечером поставил сетку: то, что я наловил и навялил, сожрал втихаря матрос - пес Горный. Буду пополнять рыбные запасы. На ходу на блесну не было ни одной поклевки, как будто в реке рыбы нет вовсе. Тянул блесну подолгу и часто.

5 июля

Несмотря на протесты Горного, я все же снялся с острова, хотя был сильный встречный ветер. И начался бесконечный день. Колыма не дает расслабиться ни на минуту. Часа через два ветер стих, и я встал на весло. Воздух и вообще все словно застыло, вдруг стало жарко, как в бане, солнца нет, но чувство, словно находишься в теплице. Появилась куча всякой крылатой живности, и вместо того, чтобы раздеться, пришлось полностью застегиваться на все молнии и напяливать накомарник. Это буквально пытка, как у Шаламова, пытка гнусом, пытка стлаником, холодом…Так провеслил весь день. К вечеру Горный по всем признакам захотел в туалет, и я его высадил на берег, на борт он обратно не захотел и побежал за мной по берегу. Вдруг, откуда ни возьмись - две собаки начали гонять моего пса по берегу, и он стал спасаться от них в воде, плыл за мной, сколько смог, а потом все же вылез на берег.

После продолжительных погонь все дело закончилось тем, что у Горного приключилась настоящая любовь к сучке, которая только что его гоняла. Горному стало не до меня, потому как он решил немедленно жениться, а собачьи свадьбы долгие, и у меня не было времени гулять на их свадьбе. Так я опять остался один. На ночевку встал на очень симпатичном острове, с вечера поставил сетку - и она к утру принесла здоровенного чира, и пока шел дождь, я его с удовольствием сожрал. Так что определенный плюс в этой стоянке есть: починил опять рассыпавшийся качок, восстановил ленскую печку , заштопал носки и позаботился о своем организме, потому что еще два пальца на руках в плохом состоянии. Лечусь. Видимо, придется постоять на этом острове еще, опять полил дождь, и, пока я буду собираться, вся верхняя одежда будет мокрая. Да и не помешает просто отдохнуть, потому что уже появились первые признаки усталости, раздражительность и депрессняк, хотя я с этим и борюсь. Добил меня пес Горный со своей свадьбой, опять придется разговаривать с самим собой и с местным животным и растительным миром. Возможно, это хорошо, но одиночество - штука серьезная, и я уже устал сам себя развлекать.

6 - 10 июля

Организм выполняет только необходимые задачи по перемещению по реке Колыме, но на остальное, включая ведение журнала, просто не остается сил ни духовных, ни физических. Постоянно дующий встречный ветер, редко попутный и резко меняющий направление и не позволяющий ставить большой парус. Холодная погода чередуется с невыносимой жарой, и жесткий прессинг со стороны кровососущих, независимо от времени суток и места - на воде или на суше, и большие физические нагрузки просто не оставляют времени и сил на другие задачи, кроме главной.

Иногда организм просто уходит в обморок прямо на весле или на парусе, но продолжает выполнять свои функции, гребет или управляет парусом. Я уже привык к этому, тем более, вреда от этого, похоже, нет, иду на автопилоте. Сейчас 23:30, день был страшно тяжелым, стартовал в 2 часа ночи и шел до 18 часов. Шел на всем: на весле, на водяном парусе, потом подул более-менее мой ветер - шел на большом парусе, затем - на малом штормовом, потому что ветер стал порывистым, а на десерт побурлачил. И все это на невыносимой жаре, как в духовке. Когда встал, было только одно желание: пить, даже ужинать не стал и купался два раза. К ночи организм все же взял свое, сварил овсяной каши - полегчало и вот решил пописать журнал. Сейчас допишу и буду собираться идти дальше.

Я очень часто стартую ночью, и само понятие "ночь" здесь относительное. Вчера, например, солнце не заходило совсем, карабкалось по горизонту, ну и день в результате получился очень жаркий. Холод переносить в моих условиях гораздо легче, чем жару, мне много приходится грести, и запас питьевой воды ограничен. Иногда обедаю прямо на плоту во время хода. Если есть рыба, варю уху, а так иду без обеда, потому что надо экономить газ, и мне хотелось бы, чтобы его хватило до океана и на обратную дорогу до Черского. Пальцы рук так и продолжают болеть, спать ложусь с забинтованными пальцами, но самое страшное позади, когда пришлось антибиотики пить и колоть обезболивающее, потому что работать с больными пальцами было невыносимо. Сейчас остались небольшие локальные воспаления - и я с ними быстро справляюсь. Бессонницы сейчас нет, потому что нет и сна, я просто отрубаюсь на какое-то время - и это уже норма. Два-три часа мне вполне хватает, остальное добираю во время движения, особенно на водяном парусе, там грести не надо и можно позволить себе ненадолго отрубиться, если не на фарватере.