Тур Хейердал на острове Фату-Хива
Многие из вас слышали об этом знаменитом норвежском путешественнике и антропологе. Тур Хейердал не раз бывал в Советском Союзе и России, его книги читались на одном дыхании, а потом перечитывались заново, и каждый читатель мечтал вот так же, как и Тур, пожить на тропическом острове Фату-Хива, в архипелаге Маркизские острова, Французской Полинезии.
Первая книга Тура Хейердала о его жизни на острове Фату-Хива называлась "В поисках рая" и была издана в 1938 году в Норвегии, но была забыта из-за начавшейся Второй мировой войны. Под новым названием "Фату-Хива. Возвращение к природе", книга была издана уже гораздо позже, в неё были внесены кое-какие новые мысли автора, после его других путешествий. Своим пребыванием на Фату-Хива Тур открыл новый взгляд на некоторые проблемы, волнующие научное сословие в те дни. Он выдвинул новую, альтернативную теорию заселения островов Полинезии людьми. До этого считалось, что полинезийцы пришли из Юго-Восточной Азии, но Тур был убеждён, что они приплыли из Южной Америки. Об этом свидетельствовали многие факты из разных областей науки. Например, тот факт, что пассаты дули в районе Полинезии только в одном направлении - с востока на запад, т.е. переплывать на парусных суднах люди могли только из Южной Америке. Также Тур в следах пребывания полинезийцев находил сходства между культурой и религией индейцев Перу и Боливии и полинезийцев...
Как всё начиналось...
Тур Хейердал был сыном Тура и Алисон Люнг Хейердал. Он родился в норвежском городке Ларвик. Мать работала в антропологическом музее и была ярой сторонницей теории Дарвина. Это, по мнению Тура, и повлияло на его дальнейшие интересы к естественным наукам.
Тур Хейердал был яростным противником прогресса и мечтал попробовать жить в гармонии с природой, без различных излишек, как первобытный человек. На самом деле, Тура ещё со школьных год посещали мысли о том, что цивилизация порядком надоела ему. Он пытался как-то раз выразить их своему другу, но тот лишь усмехнулся над ним, и Тур решил больше никому не говорить ни слова по этому поводу. Был лишь один настоящий друг, который его понимал.
В 19 лет Тур поступил на естественно-географический факультет университета в Осло. В эти годы он познакомился с норвежским путешественником Бьёрном Крепелином, который жил на острове Таити. Бьёрна очень уважали местные вожди, и он собрал большую коллекцию литературы о Полинезии. Сокровенные мечты Тура очень заинтересовали Бьёрна, и тот разрешил ему изучать весь материал, принимая его, как сына. Так он начал поглощать всю информацию о Полинезии и полинезийцах. Тур очень загорелся идеей путешествия, и ему захотелось заняться исследованием Полинезии самостоятельно.
Тур и Лив
Тур составил проект и предложил его в университете. Проект предполагал личное посещения отдалённых островов Французской Полинезии самим Туром и исследование флоры и фауны на этих островах. Он должен был изучать, каким путём могли попасть на эти острова те или иные виды растений и животных.
В своё путешествие он решил взять с собой свою давнюю знакомую - Лив Кушерон-Торп, с которой он познакомился ещё до поступления в университет и которая также разделяла его взгляды. В 1936 году, в канун Рождества, Тур и Лив поженились.
Сразу же после своей женитьбы, уже в новом 1937 году, недолго думая, молодожёны отправились в своё незабываемое путешествие в Полинезию. Они долго выбирали подходящий остров, забраковав множество островов Полинезии. Тур и Лив просто достали карту и ставили крестики на неподходящих островах, браковав один за другим. Остановились они на архипелаге Маркизские острова, что во Французской Полинезии, и там выбрали остров Фату-Хива. Прочитав про него, молодые путешественники вводушевились и отправились туда, на другой конец земного шара - в солнечную и яркую Полинезию, преодолев тысячи миль!
Фату-Хива, вид из космоса
Фату-Хива, бухта Ханававе
Жизнь в тропическом раю
Тур и Лив прибыли на Таити, в то время на острове насчитывалось около 20 тыс. жителей, в основном полинезийцы. Через некоторое время молодожёны познакомились с вождём острова - Терииероо. Как только он узнал, что перед ним стоят друзья Бьёрна Крепелина - он обрадовался и принял их, как своих детей. После чего даже усыновил.
Терииероо обучал их навыкам выживания, необходимых для жизни на тропическом острове. Они всюду ходили с ним по лесам и горам Таити и обучались. Вождь всячески отговаривал их ехать на Маркизские острова, но Тур упорно твердил о желании жить, как первобытный человек, в полной гармонии с природой.
После проведённых дней на Таити, Тур и Лив отправились на свой вожделенный остров. Капитан корабля тоже всячески пытался отговорить их от этой затеи, но они не слушали его, предвкушая свою высадку на Фату-Хива.
После высадки на острове, они принялись искать для себя укромный уголок, где бы не было местных жителей. Жить с местными они не хотели по нескольким причинам: первая - это желание попробовать жить автономно, как первобытный человек и вторая - это то, что среди местных была широко распространена слоновая болезнь, страшное заболевание, которое переносят комары. От него опухают конечности и становятся похожими на лапы слона.
Так как вся земля на остров кому-либо принадлежала, то бесплатно найти укромное местечко они не смогли, и им пришлось арендовать подходящий участок земли у местного жителя. Также они наняли местных для постройки бамбуковой хижины. Вот на следующих фото видно строительство хижины (не их, другой):
Подобная хижина, наши дни
А это уже хижина Тура Хейердала и Лив Кушерон-Торп...
Тур и Лив провели в своей хижине многие месяцы. Решив отказаться от благ цивилизации, они проводили своё время, как Адам и Ева, в своём тропическом раю. Ходили голышом и успевали только прикрываться, чем попало, при виде идущих аборигенов. Местные же, бывало, приходили к ним, особенно их друг, который то и дело приносил им свежую рыбу или мясо. Молодым очень не хватало животной пищи, они объедались всяческими тропическими фруктами, которые в изобилии росли на Фату-Хива, но порой не насыщались ими. Вроде бы, набил брюхо бананами и плодами хлебного дерева, а всё равно голоден. Но потом они приноровились ловить раков в ручье - и те хоть как-то утоляли их голод.
Жизнь Тура и Лив была просто сказкой, и многие из вас (да и я тоже) просто мечтают о таком времяпровождении в тропическом раю такого чудеснейшего острова. Первое время они не знали практически никаких забот и полностью отдались природе, её ритму и всем её циклам. Фату-Хива, да и все Маркизы, на удивление, очень богаты своей флорой. Леса острова - это настоящий Эдем, принадлежащий в данный момент только им двоим - любящим друг друга молодым Адаму и Еве. Они собирали плоды хлебного дерева, бананы разных сортов, манго, ананасы, апельсины. Собирали опавшие с кокосовых пальм орехи, потому что лазить не умели. Пили лимонный сок. Принимали освежающие ванны в ручье, вода которого бежит с высоких гор Фату-Хива. Ловили раков и мелких рыбёшек.
Знаменитый водопад на Фату-Хива
Природа острова имела свой первозданный вид, практически не тронутый цивилизацией, что так сильно нравилось им. Это были счастливейшие дни в их жизни, ну представьте сами, разве вы бы не хотели так? Думаю, нет такого читателя, который бы не изошёл слюной, читая эту удивительную историю.
Из крупных млекопитающих на острове были лошади, козы, свиньи, кошки, собаки, многие из которых успели одичать после того, как их хозяева покинули этот остров, но в большинстве случаев они погибали.
С приходом белых колонизаторов много полинезийцев погибло на этих островах. Европейцы завозили различные болезни, от сифилиса - до слоновой болезни, которые были губительны для местных жителей. В момент присутствия Тура и Лив на острове среди местных разыгралась эпидемия гриппа и люди гибли на глазах, но никто ничего не мог с этим поделать. До прихода европейцев на островах даже комаров в лесу не было раньше. Но теперь они есть и заражают местных страшной слоновой болезнью, от которой нет лечения. Всему виной глобализация, из-за которой белые люди завезли новую для полинезийцев заразу.
Тур и Лив прожили полтора года в бухте Уя. Это единственный населённый пункт на восточной стороне острова. Сейчас в нём проживает около 40 человек.
Бухта Уя, восточный берег острова Фату-Хива, 1937 год
Бухта Уя сегодня
Мысли и наработки Тура Хейердала
Несмотря на столь беззаботную жизнь, Тур был направлен на Маркизские острова всё же с другой целью. У него в багаже был эфир и баночки, в которые он должен был собирать различных букашек, пойманных на острове. Чем они с Лив и занимались время от времени.
Но со временем интересы Тура к биологии резко сменились и его увлекла антропология. Его заинтересовало происхождение полинезийской расы. До этого он читал в авторитетных изданиях, что, по официальной версии, полинезийцы являются прямыми родственниками малайских и индонезийских народов и приплыли на эти острова из Азии. Но многочисленные находки не давали ему поверить в эту теорию, точнее, он её попросту отвергал. Тур придерживался теории, что потомки современных полинезийцев-каннибалов приплыли на самодельных лодках из Южной Америки, используя пассаты и течения. Позже он сможет доказать возможность такого перехода, совершив путешествие на самодельном плоту из бальзовых деревьев под названием Кон-Тики. Он проплывёт 6980 км от побережья Ю. Америки до атолла Рароиа в архипелаге Туамоту, Французская Полинезия. Об этом вы сможете прочесть в следующей моей статье...
Название плота будет выбрано не случайно, Тики - герой полинезийских мифов, согласно которым, он с соратниками приплыл с востока и основал на островах поселения. Также нечто подобное встречалось и у индейцев Южной Америки. Вообще, очень много сходства Тур найдёт между полинезийской культурой и американской.
Бог Тики, остров Нуку-Хива
Как известно, раньше среди полинезийцев была широко распространена практика каннибализма. Люди съедали людей, павших при сражениях, чтобы тем самым получить силу своего врага. Последний человек, пробовавший на вкус человечину, обитал в тот момент на Фату-Хива. Тур и Лив познакомились с ним, его звали Теи Тетуа - вот он на фото.
Практика каннибализма больше имела ритуальный характер, но зачастую многие ели мясо людей из-за чувства голода. В те времена на островах проживало очень много людей и пищи на всех не хватало.
Теи Тетуа был добрейший души человек и он много рассказал им о своём народе, правда, Тур понимал не всё, из-за сложности полинезийского языка. Но на основании всех этих рассказов, Тур сделал вывод, что прежняя, азиатская теория неверна. Он неистово верил в свою правоту, и каждый его шаг всё больше и больше подтверждал это.
Как-то раз, они вместе с одним местным пошли смотреть древние ритуальные пещеры и останки храма. И наткнулись на одну пещеру, в которой обнаружили человеческие останки, а также жертвенные постройки, в которых совершали человеческие жертвоприношения.
Жертвенный камень, с щелью для стока крови
Человеческий череп в пещере, наши дни
Лив рассматривает строение черепов
Камень с древними петроглифами
Как-то сидя у костра, Теи Тетуа рассказывал им о том, как он ел человеческое мясо. Сказал, что наиболее вкусно женское предплечье. Это было довольно неприятно им слушать...
Неприятности на острове
Но было бы неправильным рассказывать только о их благополучном пребывании - были и неприятности.
В сезон тропических ливней, когда дожди шли каждый день, всё вокруг наполнялось водой. Вода была везде и всюду, всё мокло и переставало сохнуть. Они ходили по этим лужам, по колено в грязи, и у них начали возникать тропические язвы на ногах. Для них достаточно небольших порезов, чтобы язва начала разрастаться. В условиях такой влажности они не только не заживали - они становились ещё больше. Ноги Лив были покрыты этими язвами больше, чем у Тура. При них одну женщину, которая наступила на рыбью кость, отвезли на Хива-Оа, и там ей пришлось отрезать ногу, так как она сильно запустила свою язву. Раны Лив тоже были внушительные, было видно мясо, и они приняли решение поехать на Хива-Оа. Но никаких кораблей всё не было и не было. И тогда они поплыли сами, с местными жителями, кое-как, чуть не утонув, доплыв до острова с хоть какой-то цивилизацией.
Заключение
Несмотря на то, что им пришлось вернуться, Тур Хейердал всё равно оставался противником цивилизации. Нельзя, конечно, сказать, что он видел в ней только плохое, но этого плохого было гораздо больше, чем хорошего.
Мы - дети города и привыкли к каменным джунглям, мы уже не приспособлены к такой простой жизни в дикой природе, как те же полинезийцы. Но и полинезийцев уже коснулась своими руками цивилизация - и это негативно сказалось на их численности. Не было бы белых колонизаторов - никто бы не умирал от ранее неизвестных болезней. Раньше люди доживали до глубокой старости, становились сморщенными, а молодые умирали, упав с кокосовой пальмы, попав в пасть акул или во время боя. Но сейчас смертность местных жителей была в разы больше рождаемости.
Когда Тур был на Таити, то обратил внимание на зубы местных - они были гнилые. А всему виной - рафинированный сахар. Местные привыкли пить кофе с сахаром, есть различные сладости, которые привозили на кораблях, от этого их зубы гнили под воздействием кариеса. Но проходя и останавливаясь на атоллах архипелага Туамоту, где люди не ели рафинированного сахара, питались дарами моря, кокосами, бананами и даже сахарным тростником - Тур увидел, что их зубы блестящие, как раковины.
Но слишком велика была зависимость цивилизованных полинезийцев от заморских штучек. Они даже устраивались на работу, чтобы заработать деньги, и купить какую-нибудь ранее не необходимую вещь, чтобы потом похвастаться перед соседом и почувствовать себя цивилизованным. Они загоняли себя в это рабство, восхищаясь всё новыми и новыми изобретениями человечества. Такова людская сущность. Вместо доступной простоты, они тянулись к чрезмерному комфорту и усложняли свою жизнь.
Автор: Олег Приходько