Главная > Уральские горы > Плато Кваркуш и Жигаланские водопады

Плато Кваркуш и Жигаланские водопады

плато-кваркушПоездка на плато Кваркуш состоялась 12-13 августа 2014 года. Заезжали ко хребту мы с восточной стороны, через Североуральск и Главный Уральский Хребет, который лежит на границе между Пермским краем и Свердловской областью. Стало быть тропа на плато Кваркуш проходит вдоль реки Жигалан и Жигаланские водопады.

Это была моя третья поездка к Жигаланским водопадам, однако в прошлые разы мне не удалось посетить Кваркуш (ударение на "а"), по разным причинам, но сейчас мы целеноправленно ехали именно на Кваркуш, а все остальные достопримечательности того региона были уже второстепенными. На ГУХе я бывал уже 2 раза, водопады тоже видал, но на само плато мне хотелось попасть очень, тем более в летнее время, когда нет ещё морозов и много зеленой растительности.

Ездили мы вдоём, на четырнадцатой ладе. 12 числа шёл сильный доджь всю нашу дорогу, и лишь только возле подъезда к базе "Звезда", что расположена у подножья ГУХа, дождь прекратился, и впереди мы увидели солнечные просветы.

Как добраться до плато Кваркуш:

• сначала вы доезжаете по серовскому тракту до Североуральска (перед Серовом не проморгайте поворот налево - на Североуральск). От Екатеринбурга до Североуральска примерно 450 км;
  • далее проезжаете по городу и выходите на дорогу в сторону Покровск-Уральска. Там один свороток на грунтовку с объездной дороги Североуральска, расстояние примерно около 5 км;
  • по грунтовке доезжаете до Покровск-Уральска, дальше ваш навигатор будет показывать необходимость повернуть налево - не слушайте, он вас обманывает! Езжайте дальше по главной в сторону села Баяновка. Далее Ваш навигатор снова скажет повернуть налево - не слушайте! Езжайте направо! По дороге вдоль гранитного карьера (слева увидите отвалы и технику);
  • не доезжая Баяновки увидите поворот налево - это дорога на Кваркуш. По ней вам предстоит проехать около 90-100 км. Со скоростью 10-40 км/ч, если бережёте машину.

Дорога на Кваркуш однообразная и весь путь длится довольно долго. Если вы никогда не бывали в подобных местах, то сможете ощутить всю особенность таёжных дорог. Причём для тайги эта дорога довольно хорошая. Лесовоз пройдёт, уазик с лесниками проедет - и это самое главное. Дорога проходит через перевалы, холмы, то поднимается вверх, то спускается вниз, и порядка 3 км вы можете ехать на нейтралке и экономить бензин. Кстати, не забудьте заполнить ваш бензобак до предела, перед заездом в те края, иначе рискуете остаться без бензина в глухой тайге, как это было один раз с нами (читайте отчёт про ГУХ). Также возьмите не одну, а лучше 2 запаски, и, если есть возможность, ещё дополнительно канистру с бензином. А также инструменты, насос/компрессор, домкрат и всё необходимое для ремонта в таких ситуациях. Пусть лучше это барахло будет занимать много места, но зато вы сможете удачно доехать туда и обратно, и не застрять там, ожидая помощи от проезжающих машин туристов и лесников. Лежит барахло, есть-пить то не просит.

дорога-на-кваркуш

гух

вид на ГУХ

doroga-na-kvarkush

zayats-kvarkush

Заяц на дороге

valdshnep-ural

вальдшнеп

От Североуральска до базы "Звезда" примерно 60-65 км. Вы увидете поворот направо и стелу, в виде звезды с рекламным баннером. Далее метров 100-200 от поворота справа будет хороший вид на Главный Уральский Хребет, можете сделать пару фото его, даже без заезда на звезду.

От Звезды до Кваркуша (точнее до Жигалана) около 30 км. Дорога дальше будет по хуже. По дороге проезжаешь через границу Свердловской области и Пермского края, она обозначенна памятным знаком Европа-Азия. Далее будут две развилки, на которых надо не проехать не туда. Сначала будет развилка право-лево, вы едете влево, далее через несколько сот метров вы едете на право. Затем вы увидете мост через реку Улс (см. фото ниже) - значит вы едете правильно. Там, совсем рядом, по левой стороне находится кордон лесников, стоит избушка в лесу.

Далее начинается самый сложный участок дороги. Сначала будет поворот направо и начнётся финишная прямая до самого Жигалана. Этот участок очень каменистый, едьте аккуратно, впрочем вы и сами знаете) Дорога тупиковая, доезжая до конца вы наткнётесь на обрыв, точнее отсутствие моста через реку Жигалан. Далее идёт продолжение дороги (когда-то мост всё же был), на которое можно проехать через реку, но на более проходимой машине, либо прогуляться пешком.

стоянка-на-кваркуше

Мы доехали до стоянки только в 12 ночи, на другом берегу мы видели мерцание фонариков, которое потом прекратилось - наверно люди легли спать, подумали мы и стали разбивать лагерь. Было довольно прохладно, кругом сырость. Около +8°. Под светом фар мы поставили палатку и пошли в лес искать сухару на костер. Там кругом одни осинки, есть ель, но в осномном молодняк, не годящийся на костёр. Фонарики светят тускло, но мы отыскали сухую мёртвую (прямостоящую) осинку. Разожгли костёр, но варить походную баланду не стали, скипятили только чайку и поели бутербродов. Есть шибко то и не хотелось. Легли спать. Небо тем временем освободилось от облаков, на нём появились звёзды и светила яркая луна. Тихая ночка в северной тайге, что может быть лучше?!

олег-приходько-плато-кваркуш

reka-zhigalan

Утро нас встретило солнечным деньком. Мы увидели спущенное заднее колесо и вспомнили об отсутствии насоса. Была только одна запаска и если ставить её сейчас, то всю дорогу придётся ехать без запаски, а дорога сложная. Решили прогуляться на другой берег Жигалана и спросить насос у тех людей, но они ещё спали. Ладно чё - пойдём попьём чайку и потопаем в горы!

тропа-на-кваркуш

кедр-кваркуш

zhigalanskie-vodopady

Буквально метров 200-300 и мы наткнулись на Жигаланские водопады, точнее первые водопад, самые интересный и красивый. Набрали водички во флягу, немного пофоткали и пошли дальше на плато Кваркуш. Дорожка идёт вдоль реки, виляя между могучих кедров. Постепенно таёжный пояс сменяется на лесотундру, а потом и вовсе переходит в горную тундру. Начинают появляться кустарнички, карликовая берёзка и т.д.

жигаланские-водопады

верхние притоки Жигалана

родиола-розовая-урал

Родиола Розовая

В итоге дошли мы до, практически истока реки Жигалан, вышли на плато Кваркуш, увидели снежники и горную тундру. Далее был вариант пойти на Вогульский камень, с наивысшей точкой 1066 м, но мне после Гималаев этого не захотелось да и напарник изъявил желание пойти назад, так как у нас ещё было запланировано много дел. Ладно, побывали на плато, посмотрели на него, попили водички горной, я собрал немного корней Родиолы Розовой (Золотой корень), и мы пошли на спуск. Подъём в горы занял у нас где-то почти 3 часа, спуск поменьше, не намного, так как останавливались ещё на поедание черники.

могучий-кедр-кваркуш

таёжное логово

дремучая-тайга

жигаланские-водопады

дорога-на-кваркуш

дорога назад

Спустившись вниз мы принялись готовить обед, почистили картошки и поставили её вариться с тушёнкой. На соседней стоянки увидили пакет с оставленными овощами, взяли там немного моркови, лука и картофеля. Потом услышали работу двигателя - едет машина. На соседнюю стоянку приехала легковушка, у которой мы попросили насос, чтобы накачать заднее колесо. После чего отправились назад. По дороги мы останавливались на реке Улс, чтобы покидать спинниг, но всё "по нулям". Далее, разочаровавшись в рыбалке, мы отправились в сторону Североуральска. Первоначально мы планировали ещё и на ГУХ подняться, но делать этого не стали - лень, да и с машиной что-то не понятное творилось, нужна была эстакада, чтобы хорошенько просмотреть днище, на наличие травм и ранений от каменистой таежно дороги. Я был ну ГУХе уже 2 раза, интереса особого не было, Женька тоже не хотел идти, его тянули водоёмы, хотелоь порыбачить. Плюнули и поехали в сторону города. На этом наша поездка на плато Кваркуш закончилась. По дороге нам попались 8 зайцев, 2 вальдшнепа, 2 тетерева, глухарь и ещё какое-то количество рябчиков и куропаток.

мост-через-улс

река-улс

uls-reka

на-реке-улс-урал

гух

вид на Главный Уральский Хребет

глухарь-в-тайге

глухарь

Некоторые фото получились не очень, но для вас ведь не это главное, вы сами скоро туда приедете и всё посмотрите своими глазами, ведь так? Ну, а здесь вы можете найти ещё и другие отчёты и вообще много интересного материала, смотрите меню.