Главная > Уральские горы > Где находится перевал Дятлова?

Где находится перевал Дятлова?

перевал ДятловаУрочище Перевал Дятлова находится в Ивдельском районе Свердловской области, на Северном Урале. Окрестности перевала являются самым северным районом Свердловской области, граничащим с Пермским краем, Республикой Коми и Ханты-Мансийским Автономным Округом. Перевал Дятлова является самым популярным и востребованным туристическим местом Северного Урала, манящим к себе многочисленных туристов со всей России и не только. Свою известность это, в целом ничем не примечательное место, получило из-за загадочной гибели девяти свердловских туристов в феврале 1959 года, но об этом вы и так уже всё знаете...

В середине июня 2016 года я осуществил свою поездку на урочище Перевал Дятлова. Я был один, но по дороге знакомился с различными людьми, которые так или иначе составляли мне компанию. Изначально я не планировал посетить это место, я направлялся погулять в районе среднего течения Вижая, однако за пределами поселка Полуночное меня подобрал попутный уазик с геологами, которые шли на базу Ильича. До Полуночки я добрался на автобусе от ивдельской автостанции, а дальше, в сторону поселка Северный, автобусов нет, поэтому я планировал поймать попутку. Но я даже и не ожидал, что мужики в попутном уазе предложат мне съездить аж до самой базы Ильича, от которой уже и до Перевала рукой подать. Конечно едем! - ответил я.

Как добраться до перевала Дятлова?

• От Екатеринбурга следует доехать до города Ивдель (521 км). Сделать это можно на машине/автобусе или поезде Екатеринбург - Приобье (сид. билет около 700 р.);
  • от Ивделя следует ехать на север, через следующие поселки (в скобках расстояние от Ивделя): Полуночное (25 км), Вижай (90 км), Ушма (135 км), до реки Ауспия (180 км), или "базы Ильича" (188 км). Можно заказать заброску, стоимость в среднем 15 тыс. руб. в одну сторону;
  • от стоянки на реке Ауспия ведет тропа до перевала, по оригинальному маршруту группы Игоря Дятлова - примерно 28 км;
  • от "базы Ильича" - грунтовая дорога, пригодная для внедорожников/квадроциклов, проезжая вплоть до самого перевала - 25 км.

Скажу честно - я обрадовался! Собирался просто съездить на Вижай, покидать спиннинг в воду, но тут приключилась такая авантюра. Однако, я бы не сказал, что я был таким фанатом всей этой истории. Нет, безусловно, меня, как уральского туриста-путешественника, она, разумеется, привлекала и интересовала, однако, я никогда не рвался попасть на перевал. Я посетил уже многие интересные места в своём родном краю, бывал за границей, но до перевала Дятлова ноги дошли только сейчас, и то случайно. А всё оттого, что я имел представление о том, что в целом местность хребта Поясовый камень, на котором расположена гора Отортен и перевал Дятлова, ничем особым не привлекательна. Тундра - скудная, рельеф - обычный сопочный.

Гораздо интереснее на Конжаковском камне или плато Маньпупунёр. Отсюда и перевод горы Холатчахль, как "Гора Мертвецов" я считаю надуманным и некорректным, более точным переводом с мансийского был бы "Мёртвая гора". Из-за особенностей рельефа горная тундра там довольно скудная, обилие курумов, а растительность - минимальна. К примеру, на Главном Уральском Хребте, на Кваркуше или Конжаке тундра куда более разнообразная и интересная. А Холатчахль - мёртвая гора, и какие-либо мертвецы тут совсем не причем.

село полуночное

Таёжная речка

Чистейшая горная вода

северная-тошемка

Проходя через многочисленные таёжные броды таких рек, как Вижай, Северная Тошемка, Витим-Ятия, Тосамья и Ушма, мы наконец преодолели отметку 135 км и добрались до таёжного посёлка Ушма (ударение на "а"). Ушма - это мансийский поселок, раньше здесь, как и во многих других таёжных населенных пунктах, была колония-поселения системы ГУЛАГ. Сейчас там проживают манси. По рассказам ивдельчан, Ушма сейчас остался практически единственным мансийским поселком, во всех остальных населенных пунктах Свердловской области манси уже не живут. Либо переехали в более крупные города и села, либо скончались от тех или иных причин, главная из которых - пьянство.

стелла-ушма-поселок

Стелла возле поселка Ушма

После Ушмы таёжная грунтовка была уже плохого качества. До Ушмы дорогу обслуживают ивдельские власти, а после Ушмы населенных пунктов в Свердловской области больше нет. т.е. поселок Ушма - это самый северный поселок Свердловской области. Поэтому следить за состоянием грунтовки будут те, кто сам пожелает это, т.е., грубо говоря, энтузиасты. Такими энтузиастами являются мужики из золотодобывающей артели, у которых перевалочная база расположена в районе "базы Ильича". Вот как раз с ними я и ехал.

По дороге они обсуждали различные вопросы, ругали дорогу и водителей грейдеров, которые следят за состоянием грунтовки. В целом, дорога проезжая для всех уазов, не говоря уже про "Уралы", "Камазы" и "Шишиги". На легковом автомобиле доехать, вероятнее всего, не получится, но если в салоне имеются рабочие руки для выталкивания, то это, думаю, осуществимо. Однако большую опасность представляют лужи, которые могут быть очень глубокими, важно иметь блокировку и полный привод, а также высокую посадку. Если застрянете, то подождете кого-то - и они вас вытащат. По дороге часто ездят различные грузовики геологов, готовые зацепить ваше ведро на буксир. Не паникуйте!

проезд лужи на уазе

Проезжаем глубокую лужу

luzha-na-uaze

Глубина по колесо

дорога на перевал дятлова

Техника в тайге

А вот и долгожданная Ауспия - небольшая речушка, впадающая в Лозьву. Ауспия течет прямо с подножий перевала Дятлова и знаменита тем, что именно вдоль неё, в далеком 1959 году, группа Игоря Дятлова шли в сторону хребта Поясовый камень, ко своей лютой погибели.

Ауспия

Брод через Ауспию

перекат-ауспия-рука

Красивый перекат

стоянка на ауспии

Стоянка на Ауспии

От Ауспии до базы Ильича примерно 8 километров. Мы преодолели их быстро, а в целом, ехали, наверно, часов 6. Стоянка на базе Ильича расположена на берегу реки Лозьва. Здесь у Лозьвы еще верховья, однако, по сравнению с Ауспией, Лозьва подходит для сплавов и пользуется спросом у любителей водных походов.

лозьва у базы ильича

Лозьва

лозьва-база-ильича

Лозьва в районе "базы Ильича"

lozva reka

лозьва перевал дятлова

Олег Приходько путешественник

Я на фоне Лозьвы

уральская тайга

На базе Ильича стоит рубленое зимовье, в котором сейчас живут геологи. Вместе с ними обитает различная техника, гусеничный вездеход, а также набросаны тяжелые ковшы для драги. Основная база геологов расположена в районе Трёхречья, где сливаются три реки: Луцоулья, Котлия и Большая Сосьва. Это уже ХМАО. Там они собирают драгу прямо на месте, а все материалы привозят по земле, не гусеничном вездеходе. Чуть дальше по Лозьве работают китайцы - они строят мост через Лозьву. Эта артель - это совместная русско-китайская фирма.

на базе ильича геологи

Дополнительные протеины

белые ночи

Время: 02:00

После утомительной дороги и сытного ужина я улегся в свою палатку. Мужики звали в зимовье, но я испугался комаров, которых в это время года - тьма. Однако, в палатку они всё равно попадали. Кстати, вечером, во время моей трапезы, на стоянку приехал "Камаз" со спасателями. Я сначала подумал, МЧС-никами, но потом они мне объяснили, что это другая служба. Поисково-спасательный отряд - сугубо областная организация, не федеральная, как МЧС. Отсюда и соответствующее низкое финансирование.

Это новое знакомство оказалось мне на руку, ибо я не имел никаких напарников для похода на перевал Дятлова, а идти в одиночку туда опасно - в округе обитает много медведей. Поэтому я планировал сидеть на базе Ильича до тех пор, пока не встретил бы какую-то группу. На мою удачу, вот я и встретил группу, с которой я завтра отправлюсь на перевал Дятлова. Да не просто туристы, а настоящие спасатели, считай - телохранители! Они выехали на поиски пропавшей туристки, которая зарегистрировалась всего на 2 дня, за которые собиралась пройти маршрут до перевала и обратно.

Я, словно матёрый шпион, быстро вошёл в круг доверия спасателей, а утром мы вместе с ними, налегке, пешком, отправились на легендарный перевал Дятлова. Один из них остался охранять "Камаз" и наши вещи, а мы вовсе не предполагали оставаться там на ночь - хотели пройти весь маршрут (туда-обратно) за один день. Т.е. протопать 50 км. Не сказать, что я был очень доволен от такого расклада, но выбора у меня не было - оставаться там одному рискованно - много медведей.

ивдельские спасатели перевал дятлова

горная тайга

тропа на перевал дятлова

Тропа в предгорье Поясового камня

перевал дятлова тропа в предгорье

Тайга переходит в криволесье

лесотундра

Лес становится все реже...

криволесье поясовый камень

и реже...

уральская лесотундра

А здесь уже не тайга, а лесотундра

Так подошёл момент, когда мы забрели в лесотундру, а до самого перевала Дятлова оставались считанные километры. Вот уже появились первые снежники, питающие истоки ручьев и рек, впадающих в Лозьву. Где-то тут находится исток Ауспии.

снежники

поясовый камень

Поясовый камень

poyasovyi kamen

Перед самим перевалом растительность стала совсем скудной, тундра - минимальная и ненасыщенная. Короче говоря, Мёртвые пейзажи Мёртвого хребта Мёртвой горы.

Урочище Перевал Дятлова

Перевал Дятлова и гора Холатчахль (1096 м)

их было 9 перевал дятлова

Памятная табличка "Их было 9"

Возле камня с табличкой обитала группа московских туристов, вместе с которой была замечена пропавшая туристка. Однако спасатели не поднимались на сам перевал вместе со мной, я это делал в одиночку, и, стало быть, спас туристку именно я.

Олег Приходько на перевале Дятлова 2016

Я не задержался долго на самом урочище, потому что чуть ниже меня ожидали спасатели, с которыми мне еще вниз идти. Одному идти опасно и поэтому нужно быстро пофоткать здесь и бежать назад, сообщив при этом им благостную весть о том, что я нашёл туристку, живую да здоровую.

"Мёртвая" тундра

кривые березы в тундре урал

Парковое криволесье

По дороге мы натыкались на медвежьи следы, и чем больше я их видел, тем больше понимал, что я правильно сделал, что пошёл со спасателями, а не в одиночку. Геологи говорили, что медведи подходят даже в их лагерь, несмотря на то, что там присутствуют люди, и даже не боятся костра. Туристов в тех краях очень много бывает, и поэтому медведи, привыкшие к людскому присутствию, могут позволять себе наглость и любопытство. И вообще, они у себя дома!

следы медведя на тропе

след лапы медведя

Дорога назад была сложной, так как мне пришлось пробежаться порядка 2-3 км в сторону спаателей, чтобы они не ушли без меня, то я потратил свои калории. Поэтому большую часть пути идти было тяжело. Однако у одного спасателя оказался припасенный пакетик сахара, буквально 14 грамм, из армейского сух пайка. Приняв вожделенную сахарозу внутрь,буквально минут через 15 я почувствовал облегчение и прилив сил. Идти стало нормально и даже можно было идти побыстрее, учитывая еще то, что шёл дождь. Часам у 9 вечера мы дошли до базы Ильича, где нас ожидала походная баланда. Недолго думая, парни предложили мне поехать сейчас в Ивдель, не дожидаясь утра. Я подумал и решил поехать с ними. Тем более шёл дождь, а перевал Дятлова я уже посетил.

база ильича ивдельский район

Камаз спасателей на базе Ильича

Проливной дождь неплохо наполнил лужи, а одна лужа оказалась с глубокой ямой, которую оставил после себя трактор. В эту яму, вопреки советам водителей "Уралов", наш "Камаз" угодил по переднее колеса. Ни туда и ни сюда: несмотря на полный привод и блокировку дифференциала, "Камаз" не смог вырваться из ямы. Засадили! Парням пришлось бежать обратно на базу Ильича за помощью. Туда как раз приехали два Урала. За бортом слякоть, без сапог делать нечего. Дело было уже в районе Ауспии, и парням пришлось топать туда еще 8 км. Незавидное окончание дня.

камаз застрял

Часа через два приехал Урал и вытянул татарина из ямы. Мы продолжили путь. Сон в кузове был ужасным, кузов постоянно трясло и поспать толком не удалось. К утру мы подъехали к Ушме, в которой стоит телефонная будка. Так как из-за облаков спутниковый телефон не ловил, а сообщить о нашедшей туристке необходимо, то пришлось заехать в Ушму.

спутниковый телефон ушма

Звонит сообщить, что всё нормально

ушма северный урал

Местный манси встречает гостей-рыбаков

Ушма ивдель

мясо лося сахатина

Напоследок отведать копчёной сохатинки (мясо лося)

Видеоотчет о поездке

Приехав в Ивдель, в поисково-спасательный отряд, я еще сутки провёл у них. Отсыпался, отъедался, попробовал копчёного лося и прочих таёжных даров. В целом, мой поход на перевал Дятлова прошёл успешно, учитывая, что я даже не планировал там побывать. Туристка нашлась, все живы и здоровы, а больше всех доволен оказался я!